Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”

А. С. Макаренко

В социологии, психологии, социальной педагогике существуют различные типологии семей, мы приведем в качестве примера наиболее общую.

Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящая из одного родителя с детьми. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи.

Семьи  социального риска, они практически  находятся в состоянии жизненного затруднения.

Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. многодетные или имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.

Вне зависимости от типа семьи, выделяются общие проблемы семей. Такой основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире.

Понятие «группы риска» - это категории людей чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести их если не к биологической гибели, то к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика.

Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье.

Многодетные семьи. Среди многодетных (трое детей и более). У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья. Неблагополучные многодетные семьи входят в  группу которые  образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матери, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни..

Семьи инвалидов. Для семей, воспитывающих детей-инвалидов характерны все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д). Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомовой занятостью, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу совсем, либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но оплачиваемой ниже.

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия.

Конфликтная семья. Это семья с конфликтующим типом отношений отличается от семей, в которых идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде семейных скандалов, грубости, взаимных угроз и оскорблений. Разрушаются чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и в общественных местах.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской семье усвоившие нормы жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым

Педагогически несостоятельные семьи. (Не смешивать с семьями, допускающими отдельные ошибки в воспитании, в целом, восприимчивыми к положительному педагогическому влиянию). В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить и изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против педагога, предъявляющего определенные требования Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем и от семьи.

Асоциальная семья. Основная особенность – отрицательная антиобщественная направленность ее членов к социальным ценностям, интересам, идеям, мировоззрениям. Наиболее характерный признак дайной семьи - видимая сплоченность членов семьи, внешне выраженная гармония отношений. Гражданский облик таких семей отрицательный. Дети из подобных семей отличаются от своих сверстников скептицизмом, бравадой, отсутствием уважения к коллективу и к его интересам. Часто это проявляется в поведении - унижении товарищей, оскорбительных прозвищах, недоброжелательности.

Семьи «группы риска» являются, прежде всего, объектом социально-педагогической помощи и в этом процессе ведущая роль отводится образовательным учреждениям. Основными условиями, способствующими укреплению связей неблагополучных семей с образовательным учреждениям , являются:

внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом конкретных особенностей, конкретного типа неблагополучия;

построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с родителями неблагополучных семей;

реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных воздействий на педагогически запушенных учащихся.

Ведущим и исходным принципом в работе с неблагополучными семьями является осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов воздействия на родителей.

Отличительной чертой семей «группы риска» является отрицательное влияние семейных факторов социального риска на нормальное функционирование семьи. Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающихся на функционировании семьи:

социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако, далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного или другого конфликта.

Особую заботу в качестве объектов социальной охраны и защиты должны составлять семьи с недееспособными по различным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, семей с несовершеннолетними либо учащимися родителями, юными, не достигшими совершеннолетнего возраста одинокими матерями, родителями-инвалидами, хроническими больными, нетрудоспособными людьми, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев в 90-е годы выдвинули весьма острую проблему социальной помощи и поддержки семей беженцев, социально-психологической поддержки детей этих семей.

Рассмотрим такую проблему как семейная (домашняя) жестокость. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на головы наиболее слабых и беззащитных: в семье - это женщины и дети. Она объясняется также традициями подавления и жестокости, которые долго культивировались в традиционных культурах, низкой компетентностью и регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков заместительной разрядки отрицательных напряжений.

Таким образом, семьи «группы риска» - это семьи, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.

Методика проведения психодиагностического обследования семьи, выявление причин семейного неблагополучия

Одним из важнейших этапов технологии работы с неблагополучной семьей является диагностический. Его цель - выявление причин семейного неблагополучия и возможных путей их коррекции. Причины неблагополучия могут быть связаны с личностными особенностями членов семьи, а также с неконструктивными способами поведения, заученными в родительских семьях и передающихся из поколения в поколение.

Педагогическому  работнику, осуществляющему помощь семье необходимо уметь определять, какие эмоционально-психологические потребности членов семьи оказываются неудовлетворенными в сложившихся семейных отношениях.     

В структуре личности самыми болезненными и уязвимыми чувствами являются самоуважение, чувство собственного достоинства. Человеку необходимо испытывать положительные чувства и эмоции по отношению к самому себе, но это возможно, только если другие люди подтверждают его собственную самооценку. Человеку необходимо любить и уважать себя, в этом случае он способен с уважением, доброжелательностью, дружелюбием относиться к другим людям. И наоборот, тот, кто не уважает себя, к другим относится презрительно, пренебрежительно, равнодушно. Отношение к другим людям оказывается тесным образом связанными с отношением к самому себе.

Потребность в сохранении и поддержании собственного достоинства как одна из основных потребностей нашего «Я» отражает потребность сформировавшейся личности в получении подтверждающей информации от окружающих, особенно от близких о том, что ее уважают, любят и ценят.

Для выявления особенностей самооценки возможно использование следующих методик:

-      Проективные методики – «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.

-      Метод «Незаконченные предложения» существует в большом количестве вариантов, вариант разработанный Л. Саксом и В. Леви  помогает выявить систему личностных отношений, отношений испытуемого к своему прошлому и будущему, систему отношений к семье, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для выявления эмоционально-психологических особенностей семейной системы могут использоваться:

-      Тест «Рисунок семьи» - проективный рисуночный тест - в первую очередь предназначенный для выявления внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы специалиста, касающихся рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо. Методика удобна в применении, может использоваться в широком возрастном диапазоне: как с детьми, так и со взрослыми, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом.

Для определения уровня развития коммуникативных навыков можно использовать следующие методики:

-      «Семейная социограмма» – рисуночная проективная методика - позволяет выявить положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Методику можно использовать для оценки динамики семейных взаимоотношений в процессе работы специалистов с семьей.

-      Семейная генограмма – графический метод диагностики коммуникаций в семье и взаимоотношений между ее членами.

-      Для определения уровня социально-психологической адаптации  могут использоваться:

-      тест социального интеллекта Гилфорда – выявляет способность к межличностному познанию и способность понимать элементы и отношения поведения, а также способность предвидеть последствия поведения, учитывая чувства и намерения людей, что выявляет умение жить в обществе, социальную адаптированность.

Для изучения внутрисемейных отношений:

-      Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) – выявляет характер родительского отношения к ребенку – как систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов и установок, проявляющихся в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

-      Методика «Реакция супругов на конфликт» (А. С. Качарян) – исследует причины затяжных конфликтов в семье, выявляет неконструктивные установки супругов на брак..

-       Шкала семейного окружения – измеряет и описывает: отношения между членами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особое значение, основную организационную структуру семьи (показатели, управляющие семейной системой).

-      Шкала семейной адаптации и сплоченности – измеряет особенности функционирования семьи по трем важнейшим параметрам семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.         

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie